Автозвук. Выбираем сабвуфер.

 

  Статья для начинающих свой путь в автозвуке, хотя, возможно, и опытные читатели найдут здесь что-то полезное. Предполагаю, что давать определение сабвуферу не надо и читающий имеет представление о том, что это за девайс.

  Сабвуферы бывают двух типов – активный и пассивный. Активный, соответственно, со встроенным усилителем, пассивный без оного. Пассивный, в свою очередь, также бывает двух видов: в корпусе и без корпуса. Активные устройства рассматривать не будем, ибо это малость далеко от понятия качественного автозвука.

 

  Пассивный сабвуфер в готовом корпусе. Имеет смысл в случае бюджетной инсталляции, где нет особого требования к объёму багажного отделения. Почему бюджетная установка? Поясню: как правило, используется динамик нижний из линейки выпускаемых производителем, материал – в лучшем случае МДФ, в худшем пластик. Качество изготовления корпуса зачастую тоже печальное. Но это не значит, что нет достойных – есть очень приличные девайсы за разумные деньги, которые могут доставить радость владельцу.

 

  Пассивный сабвуфер, продающийся без корпуса. На нём мы остановимся более подробно, т.к. это прямой путь к нирване автозвука. Диаметр. Основные размеры сабвуферов 8’’, 10’’, 12’’ и 15'', наиболее частые в использовании это 10 и 12, т.к. 8 маловато, а 15 многовато.

  Акустическое оформление (корпус) бывает нескольких видов: закрытый ящик (ЗЯ), фриэйр (ФЭ, без корпуса, работает на объём багажника), фазоинверторный (ФИ, ящик с портом), бандпасс (по-простому двухкамерный ящик). В параметрах к динамику, как правило, указана рекомендация производителя по акустическому оформлению, советую прислушаться в случае приобретения сабвуфера приличного производителя. То есть, если производитель рекомендуют только ФИ, то не стоит ставить этот сабвуфер в ЗЯ или уж тем более в ФЭ. Объём корпуса указывается разбросом, тут можно экспериментировать – уменьшаем объём, получаем более чёткий бас, увеличиваем – получаем более низкий, но медленный. Для некоторых сабвуферов эксперименты с объёмом не желательны. Экспериментировать с портом ФИ не советую, смысла не много, и вообще это для очень продвинутых юзеров.

  Мощность. Любимая цифра продавцов и любителей понтов =). Для выбора сабвуфера нужна номинальная мощность, которая обычно в несколько раз меньше цифры на упаковке. Именно эта цифра отражает действительность.

  Сопротивление. Встречаются в основном сабвуферы с одной обмоткой 4 Ома, и с двумя обмотками по 4 Ома или по 2 Ома. Эта информация необходима для подбора под Ваш усилитель. Внимание – очень не многие усилители могут работать в мостовом режиме на нагрузку 2 Ома или меньше!!!

  Чувствительность. Параметр указывается отношением громкости на один поданный ватт мощности. Эта цифра должна быть больше 87 дБ, хотя это и не обязательный критерий.

  Некоторые тонкости выбора.

 • Если цель – воспроизведение негромкой акустической музыки, не гонитесь за размером и мощностью, лучше взять десяточку с хорошей чувствительностью, чем большой динамик с тяжёлой подвижной системой и большой перевариваемой мощностью.

 • Для большого давления при вполне качественном звучании, я рекомендую не использовать большие динамики, а использовать два, но поменьше. Два 10'' вместе всегда лучше одного 12'', а два 12'' перекроют потребности большинства любителей кишечного баса.

 • Расположение сабвуфера в каждом автомобиле индивидуально, но учтите, что близость к водителю большого сабвуфера не есть хорошо.

 • Материал для изготовления корпуса сабвуфера только МДФ. Есть утверждающие, что фанера круче, или пластик… это не так, МДФ имеет самую высокую плотность и акустическую инертность.

 

На этом пока всё, возможно что-то добавлю, исходя из обсуждений.

Коркунов Олег (с) www.korkunoff.ru