С чего начинается автозвук. Часть первая.

 

Это первая статья в серии "автозвук", которую я планирую написать и выложить для всеобщего обозрения по теме звука в автомобиле. За почти 10 лет работы в этой сфере накоплен немалый опыт, которым и хочется поделиться. Всё, написанное ниже - есть мой взгляд на эту тему, комментарии и вопросы приветствуются.

Оговорюсь сразу: мы не рассматриваем простейшие системы и не трогаем соревновательные машины. Первое не интересно читателям, второе не интересно мне, почему - возможно когда-нибудь расскажу.
Основная схема аудиосистемы в автомобиле, так сказать, классическая: источник, фронтальная акустика, усилитель, сабвуфер. Далее эту схему можно разнообразным образом развивать и апгрейдить. Я предполагаю, что читатель уже немного в теме и пояснять простейшие термины нет необходимости.

Акустика. Фронтальная акустика в любом случае компонентная, состоящая из ВЧ динамика, НЧ динамика (мидбаса) и пассивного кроссовера. Самый распространённый размер мидбаса - 6,5”, такой динамик без огромных доработок встаёт в штатное место большинства современных автомобилей. Размер ВЧ динамика не имеет особого значения, за исключением установки в уголок зеркала – иногда крупные твиттеры туда не влезают.
Особенности установки акустики. Большинство автомобильных НЧ динамиков предполагают установку ФриЭйр, то есть в качестве объёма используется весь объём двери. При этом дверь не должна быть абсолютно герметична, в этом нет необходимости. В более сложных инсталляциях создаётся закрытый объём внутри двери, но и динамик подбирается уже с низкой добротностью, подходящий для такого оформления. Направление ВЧ динамика - довольно важный аспект, зачастую штатное место в этом плане совсем не подходит. Классические варианты размещения и направления твиттеров – уголки зеркал с направлением на слушателя либо в передних стойках с направлением вдоль лобового стекла.

Пассивный кроссовер делит входной сигнал между НЧ и ВЧ динамиками. В большинстве случаев это самое слабое звено в системе. Частота раздела и крутизна среза фиксированные, качество исполнения тоже не высокое, про сдвиг фазы я вообще молчу. Позже я расскажу, как избавиться от этого устройства.
Усилитель. В данной схеме самый простой вариант - это 4-канальный усилитель мощности. Первые два канала у нас питают акустику, вторые два канала в мостовом режиме работают на сабвуфер. Достоинство такого решения – бюджетность, компактность всей системы. Минусы таковы: при высокой громкости на басовых партиях фронтальным каналам может не хватать необходимого питания, что негативно скажется на качестве звучания. Также минусом является, как правило, невысокая мощность для сабвуфера. Динамик с большим ходом и тяжёлой подвижной массой такому усилителю будет очень трудно контролировать, что прямым образом скажется на качестве баса в целом

 

Продолжение следует.

Коркунов Олег.